Высоцкая Екатерина Андреевна

учитель ИЗО и МХК

На этой странице я размещаю наиболее удачные проекты по ИЗО и МХК и их результаты. 

 

Проект
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ КОШКИ»

 

Научный руководитель:

Высоцкая Екатерина Андреевна – учитель Изо и МХК

 

Вид проекта:

Творческий. В проекте  использовался анализ материалов, предложенных учителем, исследовательская работа, проведенная в разных формах и материалы изученные самостоятельно, а результатом усвоения материала являлась творческая работа.

Предметный. Проект проводился на уроках изобразительного искусства. Выполняя исследовательскую работу, ученики изучают такое направление в искусстве, как авангард и приобретают дополнительные навыки в изобразительном искусстве.

Внутриклассный. Проект выполняется учениками 7а класса на уроках изобразительного искусства

 

Актуальность

  1. Необходимость научить детей навыками исследовательской работы, научить молодых людей делать выводы, проанализировав материал. Научить молодых людей делать презентации, креативно мыслить и научить умению решать поставленную задачу с неожиданной точки зрения.
  2. Необходимость разнообразить уроки изобразительного искусства
  3. Необходимость подготовить молодых людей к восприятию материала мировой худ. культуры в след. классах.

 

 

Что мы исследуем?

Мы изучаем творчество художников авангардистов и исследуем причины возникновения такого направления в искусстве, как авангард.

В результате мы наблюдаем и исследуем  реакцию современного зрителя на авангардную выставку .


Гипотеза 

Мы предполагаем, что авангардные направления в искусстве занимают в современном мире одно из первых мест и для восприятия молодым и современным людям гораздо интереснее, чем классическое искусство ( в данном случае имеется ввиду живопись эпохи средних веков, Возрождения).

Мы думаем, что обыкновенный массовый современный зритель ( в данном случае имеются ввиду те зрители, которые не учились в художественных школах и художественных институтах) готов к восприятию авангардных арт-объектов, авангардной живописи и авангардных выставок.

Мы предполагаем это на основании того, что современные зрители  живут во время прогресса, привыкли довольно четко и быстро выражать свои мысли ( обычно это связано с ритмом жизни и работы), современные люди умеют коротко и четко выражать свои идеи и воспринимать схематичные изображения и символы.

Именно поэтому несколько ярких пятне будут гораздо понятнее и произведут большее впечатление, чем классическая старая картинка с лиссеровками и подмалевком, над которой работали несколько лет.

 

Цель проекта

Изучив творчество художников авангардистов начала 20 века, мы выполняем творческие работы и организуем арт-выставку  котов ( выставку кошек), на которой приглашенные зрители ( ученики 9 б класса и учителя нашей школы), прослушав выступление «искусствоведа» (наш одноклассник – участник проекта) должны подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.

 

Задачи проекта:

Изучить и проанализировать творчество художников авангардистов

Научиться креативно мыслить и проводить креативные презентации

Преобрести новые навыки в изобразительном искусстве

 

Методы:

Как мы будем делать проект?

- Наглядные методы. Мы будем смотреть работы известных художников авангардистов

- Словесные методы. Мы будем готовить в разных формах  выступления о жизни и творчестве художников авангардистов (презентация, сценка, стихи, показ слайдов, самостоятельное изучение материала и выводы).

- Практические методы. На уроках изобразительного искусства мы будем выполнять творческие работы в стиле художников авангардистов

 

Название проекта: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КОШКИ»

Такое название мы выбрали не просто так. Существует одноименное стихотворение Д.Хармса, который тоже был писателем, «плавающим» в таком большом течении, как авангард.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этап 1

Собравшись группой из пяти человек мы приходим в 9б, чтобы поговорить о таком направлении в искусстве, как авангард и провести небольшой опрос.

В современных диалогах, презентациях и даже в характеристиках, описаниях характера или внешнего вида часто встречается такие слова, как АВАНГАРД, АВАНГАРДНЫЙ…..Порой перед этими словами люди добавляют что-то вроде : «Ну это уж совсем….авангард..» или «Ну это такое..что-то такое ..авангардное…»

Вследствие чего стоит предположить , что люди живущие в 21-ом веке очень даже часто используют такое понятие, как АВАНГАРД, правда далеко не все в точности знают, что это за направление в искусстве и какие художники и поэты пытались первыми быть необычными и удивительными для своих читателей и зрителей.

Но современные люди абсолютно все знают, что к авангарду имеет отношение нечто необычное, новое , непонятное, странное….

- Что такое авангард?.

- Ну это-то что-то такое….

- Это черный квадрат какой –то..

- А что там в черном квадрате? Вы его видели?

- Там как смотреть надо чтобы что-то увидеть?

-Там внутри что-то есть? Как он сделан?

- Нет, молодые люди…Там внутри абсолютно ничего нет….

- А вот в третьяковке мы были и там толпа всегда стоит и рассматривает…мы тоже близко подходили…ничего не увидели.. Что там хотят рассмотреть все эти люди?

- Возможно истину…

Дальше мы приглашаем всех на выставку кошек, которая состоится в указанное нами время и приступаем к работе

 

За время нам хотелось бы рассказать о направлении АВАНГАРД в России именно потому, что для каждого менталитета АВАНГАРД воспринимается как-то по-своему, на мой взгляд. Иностранцы авангардисты это ж ясное дело.. странные они все….необычные и далекиеА вот когда свои делают и пытаются создать что-то странное, даже глядя на европейских художников и писателей, надо бы разобраться почему и зачем и очень любопытно как это воспринимают зрители.

 

Этап 2

Если попытаться нарисовать портрет художника авангардиста, а в качестве полосок на его воротнике использовать направления, на которые можно поделить АВАНГАРД, то получиться примерно пять основных полосок ( направлений).

ФУТУРИЗМ.
КУБИЗМ.
СУПРЕМАТИЗМ.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.
АБСТРАКЦИОНИЗМ.
 

   

 

Эти работы мы выполняем на уроке изобразительного искусства, после того, как прослушали выступлении и презентацию одного из участников нашего проекта.

 

Этап 3

На этом этапе мы слушали лекцию и конспектировали ее.

ФУТУРИЗМ

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Футуризм от лат. Слова futurum- будущее. Для наших современников будет интересно провести параллель с мультфильмом под названием ФУТУРАМА. Каждый ученик с удовольствием на вопрос, что ж такое ФУТУРАМА и как вообще это перводится быстро ответит : «БУДУЩЕЕ!»

С латынью – то нынче не очень… в общем среднем образовании…

Футуристы восхищались техническими достижениями цивилизации. Они воспевали новейшую технику и современный город.

Художники- футуристы любили изображать мчащиеся автомобили и паровозы, летящие самолеты. Их приводили в восторг движение и скорость машин.

Футуристы решительно отвергали культурное наследие прошлого и выступали за создание  не связанного с ним  будущего.

Что же вдохновляло поэтов и писателей футуристов начала 20 века?

Трубы, телефоны, копоть и дым, появление лифтов.

Владимир Маяковский говорил: «Мы чаще видим электрический фонарь, чем старую романтичную луну».

20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти (итальянец, который считается создателем футуризма) опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму.

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. им удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Отвергая культурное и художественное наследие, футуристы выдвигали в искусстве принципы эксцентричности, издёвки над традиционными вкусами и шокирующей антиэстетичности. Интимные чувства, идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими "слабостями"; эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств — силы, энергии, движения, скорости. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как "жизнь материи" — динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. Абстрагированная от духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов, произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя.

Если предложить всем ученикам  нашего класса перечислить современные достижения науки и техники ( ведь ясно, что существованием телефона и телеграфа, аэроплана и лифта сейчас никого не удивишь) и предложить , используя эти элементы изобразить , например кота, получиться ли современный футуризм? А стало быть и современный авангард?

На наш взгляд, получится и очень даже неплохо.

Для того чтобы закрепить понимание того, что из себя представляет такое направление русского авангарда, как футуризм мы в классе на уроке изо изображаем котов ( первые представители нашей будущей выставки) так, как их изобразили бы художники футуристы.


Этап 4

На этом этапе мы подготовили дома небольшое выступление (сценку) для наших одноклассников, которая называлась «Я – Каземир Малевич».

В стиле реп ученик нашего класса, одетый как художник изложил нам информацию о творчестве художника, показала в реальном времени, как создавались основные символические произведения супрематизма, показал некоторые «свои работы» и рассказал о них.  Из этого выступления мы сделали следующие выводы:

Создателем супрематизма считается художник Каземир Малевич, а его произведение «Черный квадрат» - считается символом супрематизма.

Супрематизм от лат. Слова  supremus - наивысший

Супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Каземир Малевич – один из величайших реформаторов в искусстве 20 века.

Он первым подошел к пределам, исчерпывающим выразительные возможности живописи в традиционном ее понимании. Открытый им супрематизм, пожалуй, наиболее радикальное из художественных направлений первой половины 20ого столетия.

В первом десятилетии 20ого века мировой живописный авангард неуклонно двигался в сторону беспредметности, нонфигуративности. Французские кубисты вплотную подошли к этой черте, но не решились сделать последний шаг.

Теоретики кубизма писали:« Признаемся, однако, что некоторое напоминание существующих форм не должно быть изгнано окончательно, по крайней мере в настоящее время».

На долю русского авангарда выпала задача ввести беспредметность в русло искусства, исследовать ее свойства. В 1910- 1914 годах в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного творчества.

Супрематизм появился из абстракционизм. Многие художники абсракционисты считали, что беспредметность – не отмена старого искусства, а логическое развитие его форм. « Беспредметная живопись, - писал Кандинский, - не есть вычеркивание всего прежнего искусства, но лишь необычайно и первостепенно важная разделение старого ствола на две главные ветви, без которых образование кроны зеленого дерева было бы немыслимо».

Малевич тоже считал, что созданный им супрематизм стал ступенью в лестнице, по которой движется мировое искусство.

В мае 1916 года , защищая новое направление, художник Малевич писал А. Бенуа: « И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться не с одним мастером, ни временем.  Не правда ли ?
Я не слушал отцов и я не похож на них. И я – ступень».
Не правда ли – очень современным кажется это высказывание, хотя прошло уже почти 100 лет?

«Черный квадрат» стал визуальным манифестом нового поколения. В нем все – краски, формы, структуры – сведено к нулю, и художник, как демиург начинает творить новые миры из этого «ничто».

«О сознание!- писал Малевич в одном из писем. – Какая хорошая вещь - сознание, что только нельзя с ним сделать, вот уж прибор, разворачивает без устали. Главное, разворачивает НИЧТО. Ох, какие ожидают чудеса нас, как бы их предупредить».

Для того чтобы закрепить понимание того, что из себя представляет такое направление русского авангарда, как супрематизм мы в классе на уроке изо изображаем котов (следующие представители нашей будущей выставки) так, как их изобразил бы художник К. Малевич.

 

Этап 5 Лекция

Одним из самых оригинальных направлений русского авангарда было  АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.

Его создателем считается Павел Филонов

— русский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров Русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени

Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом — всегда действует формой и цветом одновременно. Впоследствии (в «Докладе» 1923 года, и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят — «крайне правый реалист и левый беспедметник, и все существующие разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом способе и сорте применения материала и в искусстве, и в производстве — все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой, иной формы нет и не может быть…»

Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения.

Основные положения аналитического искусства Павел Филонов сформулировал так: « Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо человека, как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека или то,  как бьется кровь в его шее через щитовидную железу и притом таким порядком, что этот человек неизбежно будет либо умным, либо идиотом».

Одним из главных положений аналитического искусства был принцип сделанности картины. Павел Филонов говорил : «Упорно рисуй каждый атом»… Его картины выглядят словно мозаика.

Если ученикам предложить изобразить внутренний мир кота так, как его видел Павел Филонов, получиться очень интересно. Это практическое задание мы также выполняем для того, чтобы закрепить информацию о творчестве художника.

 

Этап 6

Сценка «ХУДОЖНИК В МАСТЕРСКОЙ». Материал готовит один из наших одноклассников, а мы делаем выводы.

КУБИЗМ от фр. Cubisme — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале 20ого  века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области "освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой.

Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше", "Дриаде", "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. Сезанн говорил: "Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно". Вполне "сезанновской" в этом смысле является работа "Две обнаженные фигуры", где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним.

Сезанн говорил: "Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов". Пикассо ему вторит: "Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы".

Во многих натюрмортах 1909 г. видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами


изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно". Начинается период "аналитического" кубизма (1909/10-1912). Эту манеру можно рассмотреть на портрете Амбруаза Воллара, над которым Пикассо работал в 1910 г. Лицу маршана придан естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм, линий (в портрете Даниэля Анри Канвейлера лицо цветом почти не подчеркнуто, и работа кажется более формальной и холодной). Цвет в произведениях этого периода лишь подчеркивает объемы и позволяет выявлять пластическую суть объекта изображения. О разложении формы цельного предмета на мелкие разнородные детали Пикассо говорил так: "Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно".

В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912-1914 гг., зачастую использовалась изобретенная Браком техника коллажа, они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие арт-объекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы "Гитара" 1913 г. и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 г.). Тем не менее все большее разложение и искажение форм (особенно периода аналитического кубизма) привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. И таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал занимать мастера, создавшего его.

Предлагается ученикам рассмотреть работы художника Пикассо в стиле кубизм.

Для закрепления материала рисуем котов в стиле кубизм и это следующие экспонаты на нашей выставке.

 

Этап 7

Самостоятельное изучение материала по карточкам во время урока. Самостоятельные выводы о творчестве художника и о его отличительных особенностях.

АБСТРАКЦИОНИЗМ от лат. слова abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Направление абстракционизм хотелось бы рассмотреть на примере работ Пита Мондриана.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан— нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлекся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан». Годы Первой мировой войны провел на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноименный художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулезной передаче обобщенной красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан скурпулезно и последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 — в США. В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»). Умер от воспаления легких.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и кинопленке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства

   Для того, чтобы увидеть , кто какие выводы сделал, нужно нарисовать котов так, как нарисовал бы из художник Мондриан. Молодым людям, которые уже погрузились в творчество авангардистов не составляет большого труда.

 

Этап 8. Выстав… Продолжение »

В результате исследования наша гипотеза была опровергнута.

Современный зритель ( неподготовленный зритель) выбирал тех котов, которые были максимально похожи на настоящих, реальных. Странные коты всех смутили:) Значит всё же современному зрителю, который не ходит в художественную школу и не имеет художественного образования понятнее и ближе реализм, чем авангардное искусство. 

Проект
«ВСЁ В НАШИХ РУКАХ»

 

Научные руководители:

Высоцкая Екатерина Андреевна – учитель Изо и МХК

Таровых  Елена Анатольевна – учитель начальных классов

 

 

Вид проекта

  • творческий. В проекте  использовался свободный подход в решении проблемы, опираясь на знания в области  литературного чтения, истории , окружающего мира, изобразительного искусства, а так же на творческий потенциал обучающихся .Продуктом явился  арт - объект
  • межпредметный Проект выполнялся во время уроков изобразительного искусства и во внеурочное время под руководством учителя изобр.ис-ва Высоцкой Катерины андреевны  и учителя начальных классов Таровых Елены Анатольевны. Опираясь на подобранные учителями, родителями и детьми материалы, мы изучаем и анализируем исторические, литературные источники и, выполняя практические задания, приобретаем навыки в изобразительном искусстве.
  • внутриклассный . Участники проекта – обучающиеся 2 «В» класса
  • краткосрочный. Проект проводился в течении серии занятий.(5) 

 

 

Актуальность проекта

  1. Недостаточность наглядных пособий для учеников начальной школы, ориентированных на вдумчивое и  эмоциональное восприятие действительности.
  2. Современное образование требует нестандартного подхода к решению проблем
  3. Потребность обучающихся  в самостоятельном анализе ситуации и поиске путей  ее решения .

 

Тема проекта «Всё в наших руках»

 

 

Цели проекта:

 

1. Создать арт – объект «Волшебные часы», как средство повышения самоорганизации обучающихся.

В процессе знакомства с новым материалом, а также в процессе анализа подобранных слайдов и сюжетов, создать арт-объект «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ», который является методическим материалом и работает, как наглядное пособие во время рассуждений и споров на тему, чего было больше в мире до нашего рождения добра или зла и чего больше сейчас в мире современном, где идут бесконечные войны и конфликты.

2. Используя, созданный арт-объект , провести открытый урок ( цель которого, закрепляя изученный материал продолжить делать выводы по теме) для родителей и учеников параллельных классов  на тему «ВСЁ В НАШИХ РУКАХ»

3. Необходимо объяснить , выяснить причины войны и мира, причины того, почему так получилось , что добро и зло всегда живут рядом. Каковы основные характеристики добра и зла.

 

Задачи проекта:

 

1. Проанализировать теоретические источники различных эпох и литературных жанров.

2. Спровоцировать детей на диспут­­­­­­­­­­­­­­­­­­

3.Создать ряд творческих работ, олицетворяющих добро или зло.

4. Разработать алгоритм создания  и использования арт – объекта.

 

 

Методы:

- Словесные методы, познавательные игры, учебные дискуссии. Этот метод был направлен на  создание игровых ситуаций, вызывающих яркие эмоциональные переживания учащихся.

- Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация). Этот метод был направлен на более внятное понимание и усвоение материала, запоминание, так же был использован визуальный  метод вместе с деятельностным подходом мы смогли точнее и ярче проанализировать проблему.

- Практические методы ( практическая работа) Этот метод был нацелен на закрепление материала увиденного и услышанного, а также на создание нечто нового, что также вызывали определенные эмоциональные переживания.

 

Введение

Взрослые люди  могут часами рассуждать и философствовать на интересующие их темы, а также все мы знаем, что в связи с той или иной работой, взрослые люди имеют необходимость в навыки объяснять и доказывать ту или иную идею, креативное или стратегическое предложение. Взрослым не всегда интересно долго слушать друг-друга, а зачастую и не всегда понятно, кто что рассказывает… И поэтому современные взрослые придумали презентацию.

Что это за штука? Это в первую очередь НАГЛЯДНОЕ пособие для облегчения восприятия информации. Презентации бывают разные. Скучные и не очень. Обычные и необычные, а бывают очень даже интересные и удивительные.

Наши малыши уже очень скоро вырастут и станут взрослыми .и, конечно ,они должны быть самыми удивительными и необычными взрослыми. А как же иначе. Кто же еще изменит мир к лучшему.

Разработав серию уроков, Екатерина Андреевна ( учитель изобразительного искусства и Елена Анатольевна (учитель начальных классов), решили попробовать добавить еще несколько «кирпичиков» в будущем прочном фундаменте, благодаря которому, наши ученики смогут стать чуть интереснее, умнее, смелее и необычнее в своих идеях и высказываниях, в своих публичных выступлениях, дебатах, презентациях.

А что для этого необходимо?

Для этого необходимо уже в начальной школе задействовать максимум средств для развития у ребенка самостоятельного креативного мышления. Для развития у ребенка умения анализировать, мыслить и уметь излагать свои мысли и идеи. А  если ребенок в идеях  и выводах своих сомневается или не уверен это называется – гипотеза. И как бы было замечательно научить ребенка формулировать гипотезу, понимать, что это такое, уметь доносить это до зрителя с помощью наглядного материала, уже на этапе начальной школы и в дальнейшей работе опровергать  свои предположения или же доказывать их.

Нам бы хотелось, чтобы дети умели не просто подбирать картинки к тексту, нам бы хотелось, чтобы дети создавали наглядные пособия в процессе познания материала таким образом, чтобы эти пособия несли определенную эмоциональную нагрузку, были интересны как в процессе создания, так и в процессе презентации зрителю. Чтобы сделанные нами пособия не просто иллюстрировали текст, а возможно подталкивали зрителя к другим рассуждениям и выводам, о которых не было сказано.

В попытке научиться создавать такие наглядные пособия, в процессе изучения и анализа нового материала, научиться воспринимать новую информацию и делать выводы мы – учителя - и видим свою задачу.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: Почему на земле есть война и мир? Чего больше? Что обычно побеждает, добро или зло? Почему?  Необходимо ли что-то изменить в мире или имеет смысл оставить всё как есть? Если пытаться что-то менять в мире, то кто может это сделать? Как?

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

«Всё в наших руках»

В начале описания этапов нашего проекта сразу хочется заметить, что пока дети исследовали мир  и в результате создали мир своими руками, мы с неподдельным интересом следили за реакцией детей на наши вопросы и на наши рассказы, изучали их творчество, с удивлением выслушивали их опровержения наших предположений и поражались гипотезам,  которые выдвигали они самостоятельно и в спорах друг с другом.

 

Этап 1. «Сказки и реальность»

НАШИ ЗАДАЧИ:

Обозначить тему . В форме дискуссии прийти к выводам о том, что добро и зло, война и мир на земле существовали всегда. Посмотреть различные материалы о развитии человека. Поднять тему войны и мира: рассказать о таких явлениях, как война и мир и объяснить совместимость и в некоторых случаях взаимозаменяемость понятий, что война – это зло, а  мир это добро.

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, какие человеческие качества имел древний человек и какие качества появились у него позже ( на этапах развития). Из-за каких качеств человека может начаться война.

В конце этапа  каждый из учеников должен выдвинуть свою гипотезу (свое предположение), чего в мире больше, войны или мира, добра или зла и что в результате побеждает. Почему?

Теоретическая часть:  Так уж случилось, что на земле существует такое явление , как война и мир. Война это конфликт

.-  А что необходимо для того, чтобы начать войну?

- Оружие!

- Смелость!

- Сила!

 

Во многих сказках, так же как и в реальном мире, добро и зло живут рядом.

- А что нужно герою, чтобы победить врага?

- Оружие!

- Смелость!

- Сила!

- Хитрость!

 

- А чтобы начать войну хитрость не пригодиться?

Выяснив, что хитрость не повредит в любом случае, мы приходим к выводу о том, что для того, чтобы начать войну и для того, чтобы победить врага нужны совершенно одинаковые вещи и человеческие качества.

-  А если так, то значит добрые и злые персонажа всегда равны? У каждого есть сила, оружие и смелость и хитрость…

Дальше мы вспоминаем основных сказочных персонажей.

- Кто побеждает в сказках, добрый персонаж или злой?

- Добрый! (это они отвечают хором и особенно не раздумавая..) 

 

- А почему?

Дальше, довольно быстро и решительно малыши выдвигают предположения, основываясь на своих знаниях. Они говорят о силе любви, которая всё победит и сломает все преграды, о доброте, которая часто помогает герою найти новых друзей помощников в борьбе с врагом.

А еще они, с удивлением глядя на нас, говорят : «Ведь добро всегда побеждает зло!»

- А кто сильнее в реальной , в нашей жизни? Добрые или злые люди?

- Добрые!

-Наверное добрые!

- Добрые конечно!

- Да нет… в нашем мире зло сильнее…

- Да ты что!?

- А если у злого пистолет?

- А если злых больше, а добрых меньше…?

И вот, на наших глазах у них появляются разные мнения. Они начинают их высказывать, приводить примеры из жизни и спорить.

В РЕЗУЛЬТАТЕ: в спорах дети приходят к выводу, что в жизни бывают разные ситуации и иногда побеждает добро, иногда зло.

Мы рассказываем детям о причинах возникновения войн, говорим о неизбежности войн и о таких человеческих качествах, как зависть и жадность.

Для того, чтобы  закрепить характеристики добра и зла  ,возвращаясь к сказкам и рассматривая известных детям трансформеров , солдат Урфина Джуса, 33 богатыря, Илью Муромца, мы предлагаем детям нарисовать своего вымышленного персонажа доброго или злого и хотим услышать от каждого характеристику своего персонажа. Какой он? Что он делает? Почему?

 

В результате: мы выясняем, что злые персонажи бывают очень даже коварными и маскируются под добрых, мы приходим к уже давно известному выводу, что мужчин всё же больше интересует война, чем женин ( ни одна девочка не нарисовала злого персонажа, а мальчишки нарисовали злых и добрых героев, но обладающих воинственными качествами: одни умеют нападать. А другие наделены всем, чтобы защищать.

 

Этап 2. «Волшебные часы»

НАШИ ЗАДАЧИ: Рассказать о создании планируемого арт-объекта, обсудить принцип его работы.

Мы говорим о том, что люди, которые давно живут на свете и многое знают и пережили может быть даже не одну войну, часто употребляют такое выражение : «Всё течет - всё изменяется» или «много времени утекло». Мы показываем настоящие песочные часы. Обсуждаем, как они работают. Мы говорим о том, что мы будем знакомиться с войнами, которые происходили в разные времена. Вместе мы приходим к выводу, что символом времени являются часы. А символом того, как течет время может послужить песок в песочных часах. Совместно мы приходим к выводу, что песочные часы могут быть символом, который будет изображать жизнь человека на протяжении длительного времени.

 Мы сравниваем людей с песчинками в масштабе вселенной и говорим о том, что вместо песка в наши часы мы будем помещать нарисованных нами персонажей разных эпох.

Мы договариваемся с детьми, о том, что при помощи волшебных часов попытаемся наглядно отобразить известные в истории события, в которых говорилось о войне и мире, добре и зле. Мы просим детей  о условности: в верхней части часов располагать злых персонажей и все те изображения, которые связаны с войной, а в нижней части часов мирных жителей, т.е. добрых персонажей.

- А почему часы волшебные?

- А что будет если часы перевернуть?, - спрашиваем мы детей

Дети понимают, что тогда злые персонажи перемешаются с добрыми. Далее, выдвинув предположение о том, что будет если добрые окажутся в верхней части, приходим к выводу о том, что добрые окажутся сильнее.

- А если перевернуть снова?

Выясняем, что неизвестно чем кончиться всё дело, потому что все уже перемешаются.

- Именно поэтому нам предстоит изготовить волшебный фильтр, который поможет нам не смешивать добро и зло, а из чего мы сделаем этот фильтр, пока секрет.

Для того чтобы закрепить понимание того, как работают волшебные часы и в какой части мы станем помещать злых и добрых персонажей мы располагаем нарисованных придуманных героев в условленных частях арт-объекта. Дети рисуют разных персонаже, кто-то добрых, а кто- то злых и с удовольствием рассказывают о них. Один сжегает всё вокруг, другой всех защищает…а третий выращивает цветы во всем мире…

 

Этап 3. «Давным давно …»

НАШИ  ЗАДАЧИ: Поговорить о разных войнах, которые были в разные времена, поговорить о врагах и защитниках, о предателях и героях. Вспомнить сюжеты сказок, познакомиться с историческими источниками, затрагивая такие темы, как Первобытное общество, Древний Египет и древняя Греция и проанализировать их.

Исторические находки и открытия свидетельствуют о том, что люди воевали и сражались друг с другом очень-очень много лет назад.

В 1974 году рядом с гробницей китайского императора было обнаружено больше 8000 терракотовых статуй. Это войны. Сделанные из глины, каждый из них имеет свою индивидуальную внешность. Император приказал изготовить их для того, чтобы и в загробном мире, войны смогли завоевывать для него всё новые и новые богатства и защищать его.

В Древнем Египте люди рисовали на стенах гробниц и усыпальниц. На их стенах мы видим словно целый комикс, историю о жизни фараона. И что же мы видим? Фараон с луком в бою сражается с азиатскими племенами.

В древней Греции было множество замечательных воинов, про которых слагали увлекательные истории. Одна из них про троянского коня.

Для того, чтобы закрепить услышанную и увиденную информацию и разместить в «часы времени» нарисованных воинов, мы просим детей нарисовать тех воинов , о которых они узнали и разместить их в условленные части «часов времени».

 

Этап 4. «Абстрактный город»

НАШИ ЗАДАЧИ: Спровоцировать детей на диспут на тему совместного существования в мире добра и зла. Необходимо решить, а именно каждый из учеников должен решить для себя чего же в мире больше. Выполнить ряд рисунков, изображая абстрактный город, в котором живет добро и зло.

 

Для того, чтобы понять изменилось ли мнение детей на счет пропорции добра и зла в мире после полученной информации, для того, чтобы выявить предположения детей о том, чего же в мире больше добра или зла, для того, чтобы закрепить и проанализировать увиденную и услышанную информацию о древних цивилизациях, мы просим детей нарисовать абстрактный город (здесь мы сужаем понятие мира вообще до понятия выдуманного несуществующего города) и, используя графические и живописные средства, предлагаем выделить количество добра и зла в городе., где живет добро и зло.

В результате дети рассказывают о том, что добра и зла в мире скорее всего пополам. Некоторые забавно рассказывают о том, что добра больше , но на рисунке все равно пополам, хотя малыш настойчиво доказывает, что эта добрая часть чуть-чуть больше чем та, где зло. Появляются варианты с доказательствами.

 Например:

- В этом городе добро побеждает зло, потому что в доброй части города все друг друга любят, а любовь очень сильное чувство и поэтому добро побеждает.

- Добра и зла пополам, потому что в части, где живет зло, есть страшный мощный дракон, а в части. Где живет добро, есть тоже мощный медведь. Силы их равны. Поэтому пополам добра и зла в моем городе…

 

Этап 5. «20-21 век»

НАШИ ЗАДАЧИ: Совместно обсудив результат, предложить детям материалы о войнах и сражения менее далекого прошлого. Великая отечественная война, взрыв в Хиросиме, межнациональные конфликты, терроризм.

Для того, чтобы дети не относились к историям о войне, как к сказочным и стародавним, для того , чтобы дети получили информацию о разных типах войн в современном мире, для того чтобы дети начали задумываться над тем, почему люди начинают войну друг с другом, мы рассказываем о Великой Отечественной Войне, взрыве в Хиросиме, межнациональных  конфликтах, терроризме.

Для того, чтобы закрепить пройденный материал и «заполнить часы времени» мы предлагаем детям нарисовать персонажей тех войн, о которых они услышали. Мы рисуем воинов и мирных жителей.


Этап 6. «Эмоции»

На этапе расположения персонажей в условленных местах, дети, нарисовавшие танки и различную военную технику стали просить разрешения наклеить свою боевую технику в ту часть арт-объекта, где находились мирные жители и где жило добро. Танки и боевые машины были нужны им для защиты. Это произошло совершенно неожиданно и сначала было принято нами за ошибку, но дети настойчиво несли свои танки и клеили их в ту часть, где располагались мирные жители.

В результате дети полностью включились в нашу эмоциональную игру и переживания.

 

Этап 7. «Фильтр»

НАШИ ЗАДАЧИ:

Для того, чтобы продолжить игру и поддержать эмоциональные переживания, для того чтобы сделать выводы о том, что люди. Которые берут оружие в руки и идут на войну часто уверены, что они поступают правильно, потому что они не подумали, не проанализировали ситуацию, кого-то возможно послушали, увлеклись какой-то идеей до конца в ней не разобравшись , мы предлагаем детям решить, что именно может помочь человеку принять правильные решения.

В результате приходим к совместному выводу, что человек существо разумное и если думать, прежде чем совершать какие-то поступки, то возможно есть шанс предотвратить или остановить зло, после чего изготавливаем  и устанавливаем фильтр для часов.

Наш фильтр состоит из наших фотографий, потому что подумав и поразмыслив, изучив информацию прошлых лет и познакомившись с примерами из истории, мы можем и должны подумать прежде, чем совершить злой или добрый поступок.

Проанализировать арт-объект. Сделать выводы о проделанной работе. Провести параллель с названием проекта «ВСЁ В НАШИХ РУКАХЁ, обсудить многогранность и смысл этого выражения. Мы говорим о том, что в наших руках сделать мир лучше, в наших руках наше будущее, в наших руках на сегодняшний день ксть цветные карандаши и это немало, для реализации каких-то идей. Мы смотрим на это выражение шире и говорим о том, что в наших руках руки младших братьев и сестер, руки друг-друга и , собравшись вместе, мы можем сделать так, чтобы зла на земле было меньше.

Необходимо также решить, в каком мире нам жить дальше. В каком мире жить нашим братьям и сестрам, нашим детям. Имеет ли смысл менять что-то в мире или стоит оставить все как есть и жить в мире, который создает всё новое и новое оружие.

Возможно ли что-то изменить, и  если все же стоит что-то менять, то каким образом.

Что будет, если все оставить как есть? Что будет если лишить наш арт-объект волшебного фильтра?

 

Этап 8. «Взрослая гипотеза» провокация

Для того, чтобы проанализировать новую информацию, чтобы сделать выводы о количестве добра и зла в мире, чтобы побудить детей к спору и к желанию высказать свое мнение предлагается  нарисовать земной шар, выделив живописными и графическими средствами часть добра и часть зла в мире.

На примере кадров из фильма Михаила Рома «Обыкновенный фашизм», мы рассказываем о том, как трудно оставаться человеком, когда все вокруг ведут себя словно звери. Как трудно думать, когда вокруг никто не думает. Мы рассказываем о том, как Гитлер воспитывал и растил в прямом смысле слова настоящих фашистов, как он объяснял им, что они лучшие люди, а другие не лучшие и не нужны вовсе…

Мы приводим ряд фотографий современных фоторепортеров и корреспондентов из горячих точек нашего земного шара и говорим, что эта фотография была сделана год назад, эта месяц назад… Мы говорим о том, что в мире очень много зла и мы взрослые выдвигаем такое предположение, что зла всё же больше в мире, чем добра и предлагаем детям выполнить следующие задание : взять в руки земной шар, нарисовать на нем  домики, машинки, жителей и раскрасить его, вычленяя части добра и зла  на земле.

Там где зло-черным цветом, где добро- используем цветные мелки.

В РЕЗУЛЬТАТЕ:  Нам не удалось переубедить детей, хотя в этом возрасте они очень подвержены влиянию. Они держали в руках земной шар. Они не сразу стали раскрашивать и выбирать карандаши. Они думали. Они не смотрели, как сделал товарищ, сидящий рядом, они полностью погрузились в тему и были очень эмоциональны. Мир в их руках был всё равно цветным и ярким. Все рисунки были выполнены в ярком цвете. Многие, осознав неизбежность войны и признав существование безусловное зла, выделили для черного ( для злой част мира) маленький сегмент… «Но в общем то в целом- мир!» , « Всё будет хорошо!», «Мир хороший!», - говорили они.

 

Этап 9. «Рефлексия» (задачи и выводы)

Мы применили на практике наглядное пособие – арт – объект.

Группа детей провела ряд «Мозговых штурмов» в параллели 2 классов с применением «Волшебных часов».  Эффект изумительный: дети, в большинстве своём, уверены в том, что мир должен быть без войн и зла должно быть как можно меньше, многие уверены, что так оно и есть и хотят, чтобы так оно и было. Держа в руках мир, дети очень сознательно выкрашивают домики и речки в яркие цвета, веря в чудо. Они похоже искренне верят в то, что раскрасив мир в цветными карандашами, они победят зло.

И это замечательно. Ведь только дети могут творить чудеса. Всё остальное – это наши…взрослые задачи …

Перспективы развития проекта

  1. Использовать как объект арт – выставки по теме «МИР В НАШИХ РУКАХ»
  2. В процессе применения  на воспитательных занятиях, можно изменить тему глобальных войн на более обыденный, бытовой уровень
  3. Использовать как психологический тренинг
  4. Использовать как результат смоделированной ситуации.

 

Не стреляй воробьев, не стреляй голубей,

Не стреляй просто так из рогатки своей,

Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,

Что без промаха бьешь по мишеням живым!

Ты все тиры излазил, народ удивлял:

Как отличный стрелок призы получал,

Бил с улыбкой не целясь навскидку и влет,

А кругом говорили: "Вот парню везет!"

Не стреляй!         

 

И случилось однажды о чем так мечтал -

Он в горячую точку планеты попал...

А когда наконец-то вернулся домой,

Он свой старенький тир обходил стороной!

И когда кто-нибудь вспоминал о войне,

Он топил свою совесть в тяжелом вине,

Перед ним как живой тот парнишка стоял,

Тот, который его об одном умолял:

Не стреляй!

Ю.Шевчук

 

ПРОЕКТ ДИЗАЙН И ИСКУССТВО

Этот проект представляет из себя целую серию уроков и в результате семиклассники проводят урок изобразительного искусства  с учениками третьего класса, объясняя им доступным языком, что такое дизайн. На уроке ученики младшей школы, познакомившись с работами старшеклассников, попробуют создать свой дизайн.

Что мы исследуем?

Мы изучаем творчество различных художников 20ого века

Цель проекта:

Создать пособие (книжку), поясняющие что такое дизайн, провести урок в начальной школе и попытаться познакомить малышей с таким направлением в искусстве, как дизайн.

Задачи проекта:

Изучить и проанализировать творчество различных художников

Научиться креативно мыслить и создавать свои варианты дизайна

Приобрести новые навыки в изобразительном искусстве

ДИЗАЙН – это искусство создания облика вещей, их формы, это многообразный мир вещей – от вилки и журнала до одежды и машин.

Познакомившись с определением понятия дизайн, мы начинаем первое занятие.

ЭТАП 1

Цель этапа: познакомиться с творчеством Модильяни. Выполнить дизайн предметов из сервиза.

УРОК 1 «УЖИН С МОДИЛЬЯНИ»

Очень эффективна, на мой взгляд, работа в группах  на уроках изобразительного искусства, которые посвящены изучению творчества некоторых художников.

Как только детям заявлена тема, сразу возникает у них куча вопросов:

- А когда он жил? А если давно, то как же они с ними ужинают? Или он призрак?

Интерес вызван и это большое дело. Начало урока состоялось. Предлагается нарисовать сервиз на столе. Сервиз не простой. Все предметы в нем выполнены в едином стиле.

По сей день известен сервиз МАДОННА.

 

Безусловно существовал человек, который придумал внешний вид всех предметов и нанес на них изображения. Конечно существовал дизайнер или группа дизайнеров, придумавших сервиз.

Наш сервиз будет называться МОДИЛЬЯНИ и мы придумаем его дизайн.

Что нам для этого нужно? Нам необходимо познакомиться с творчеством Модильни. Для учеников 7-ого класса  я отобрала серию женских портретов.

     работы Модильяни

Ребята работают в группах и выполняют большую работу. Они получают карточки с работами Модильяни. Сами распределяют обязанности. Сами формулируют характерные особенности творчества Модильяни. Ребята также увлеченно придумывают героев, которые сидят за столом и ужинают с Модильяни.

Результат работы поражает. Видимо действительно существует магия искусства. Это ощущается и чувствуется в полной мере, когда на твоих глазах молодые люди вдохновенно вырезают, рисуют, спорят, клеят и переклеивают. Модильяни очаровал и их….через столько лет. Вот она сила искусства.

 

ЭТАП 2

Цель этапа: Познакомиться с творчеством Тулуз Лотрека. Выполнить дизайн одежды , используя репродукции афиш художника. 

 

УРОК 2 «ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ аля-де ТУЛУЗ ЛОТРЕК»

Ребята снова разделены по группам. Перед ними карточки с некоторыми работами Тулуз Лотрека. Для учеников 7-ого класса я отобрала репродукции афиш. Каждая группа в результате представляет свою коллекцию одежды.

     

работы Тулуз Лотрека

ЭТАП 3  наглядное пособие -  КНИГА «ДИЗАЙН И ИСКУССТВО»

Для того, чтобы закрепить приобретенные дизайнерские навыки , а также знание картин и художников разных направлений в искусстве конца 19-ого начала 20 века на этом этапе ребятам предлагается за три урока, имея на руках техническое руководство и вспомогательные материалы с информацией о том, что такое дизайн, сделать свою книгу под называнием «Дизайн и искусство». Сюжет получается у каждого с разными подробностями, но по одинаковому сценарию. Сценарий предлагается ребятам в форме технического задания. Для начала каждый ученик получает картину художника из тех, творчество которых мы изучали, и карточку с видом города Москвы. Изображениями меняться нельзя, это как условие задачи, которую предстоит решить.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

 

  1. Пронумеруйте страницы: обложка – без номера, затем открываете «книжку» и слева ставите номер 1, справа 2 и так далее. Последняя страница получится справа и будет под номером 10.
  2. ОБЛОЖКА – ваша книжка называется «ДИЗАЙН И ИСКУССТВО». Название нужно написать и на обложку нужно приклеить картинку, которая вам досталась и написать название а и автора. Также необходимо изобразить, как герой вышел ( выпал, сбежал, как вам угодно) из картины).
  3. стр.1 ТЕКСТ: Однажды, совершенно неожиданно для себя, герой картины………………………(название и автор), совершенно неожиданно для себя, оказался в 21-ом веке в огромном городе. Город назывался Москва. Первое, что он увидел было………………..(опишите вид города, который вам достался и приклейте его на стр. 1+ нарисуйте героя картины в городе). Его совершенно поразило…………..( придумайте и напишите, что же так поразило вашего героя ). Пришло время задуматься, что делать и кем быть в этом городе. И наш герой решил прогуляться.
  4. стр.2 Нарисуйте как герой картины попал в зоопарк. ТЕКСТ: В зоопарке наш герой понял, что обладает уникальным качеством. Прикасаясь к любому предмету или существу он наделяет его своими качествами. Другое дело, что предмет или существо не всегда остается доволен (изобразите это).
  5. стр.3 Нарисуйте крупно героя картины и его нового друга воробья, который приобрел качества ( внешние) героя. ТЕКСТ: В зоопарке наш герой находит себе друга воробья, который становиться похожим на него с большим удовольствием и новые друзья отправляются в путь, чтобы всё таки найти применение герою картины и решить кем он будет в большом городе.
  6.  стр. 4 ТЕКСТ: Когда на улице пошел дождь наш герой решил попробовать украсить зонтик. Ведь все люди в городе Москве носят в основном зонты чёрного цвета. Получилось очень красиво. (изобразите это)
  7. стр. 5 ТЕКСТ: Потом он заметил, что дома в городе тоже в основном серые и белые, почти без цвета, а если на них и рисуют что-то, то в основном неприличные надписи. Наш герой прикоснулся к одному из домов на совершенно обычной улице. Получилось красиво. Дом решил таким и остаться.. жильцы тоже не возражали.(изобразите это)
  8.  стр. 6 ТЕКСТ: И вдруг воробей заметил то, что давно искал. Книжный магазин! Витрина магазина была очень яркой и нарядной. В книжках написано очень много умных вещей и каждый желающий сможет узнать всё, что ему нужно и интересно. Воробей взял из магазина , надо сказать у него здесь давно была знакомая продавщица, книжку «ДИЗАЙН» и друзья уселись на лавке в парке и стали читать. (изобразите это не забывая, что если наш герой прикасается к предмету, то тот, обретает его качества, но пусть это не касается книги).
  9. стр.7 Прочитайте материал о дизайне и напишите доступным языком, что же такое дизайн.
  10. стр.8  ТЕКСТ: Решив, что дизайн нужен для того, чтобы………………… (напишите самостоятельно) наши друзья решили, что герой картины………………(напишите сами) станет…………………….(придумайте сами)
  11.  стр9. Изобразите дизайн предмета, вещи, одежды, мебели, автомобиля , впрочем всего, чего вам угодно), используя цвет и формы героя картины.
  12. стр. 10  ТЕКСТ: А воробей…………………… (закончите историю сами. Напишите , что случилось с воробьем после того, как наш герой нашел себе применение и остался в городе).

ПРОЕКТЫ 2012-2013 УЧЕБНОГО ГОДА 

МАССОВОЕ ИСКУССТВО ПРОТИВ ЭЛИТАРНОГО ИСКУССТВА

 

СЕРИЯ УРОКОВ ИЗО

средняя школа

Искусство делится на три вида: народное, массовое и элитарное.

Народное – это , когда культура и сознание вместе( ничего не делается просто так для красоты)

Элитарное – искусство профессиональное. Таким искусством занимаются. Те, кто учиться в академиях художеств, в консерваториях, в театральных институтах и прочее и чтобы воспринимать такое искусство необходимо образование.

Массовое искусство – появилось в начале 20 века. Искусство для народа, упрощенное для понимания. Облегченное искусство ( телесериалы, детективы, шоу, теле-шоу, реклама).

 

Сейчас существует только массовое и элитарное искусство. Народное искусство сохранилось только в архивах и в музеях.

ЧТО МЫ ИССЛЕДУЕМ: Мы исследуем такой жанр изобразительного искусства, как портрет. Мы исследуем различные виды  современного массового искусства и виды классического элитарного искусства на примере жанра портрет.

 

НАША ЗАДАЧА:

 

1. Прочитать стихотворение С. Маршака о мальчиках и девочках (из чего только сделаны девочки: из конфет и пирожных и сластей всевозможных…. А мальчики из колючих ракушек и зеленых лягушек) и проанализировать, что хотел сказать автор.

 

2. На примере такого жанра изобразительного искусства как портрет изучить и сравнить примеры массового и элитарного искусства.

 

3.Ответить на следующие вопросы :

- Портреты выполненные в каком стиле более понятны и привлекательны для современного зрителя.

- Портреты выполненные в каком стиле могут раскрыть основную суть портретного жанра ( в современном или в классическом)

- Какие плюсы, а какие минусы есть у элитарного и у массового искусства для современного зрителя ( в данном случае мы рассматриваем жанр портрет).

- Необходимо ли специальное ( художественное) образование для того, чтобы изображать портреты.

 

4. Подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.

 

НАША ГИПОТЕЗА:

 

Работая в таком жанре изобразительного искусства, как портрет, совсем необязательно профессионально уметь рисовать. Используя техники современного массового искусства можно делать замечательные портреты и эти работы донесут до зрителя всё то, что хотел сказать автор, полностью раскроют внутренний мир портретируемого.

В жизни, так же как и в стихотворении С. Маршака, всё очень понятно и просто.

 

... Из чего только сделаны мальчики…
Из колючих ракушек
И зелёных лягушек
Вот из этого сделаны мальчики
Мальчики

…Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных
Вот из этого сделаны девочки
Девочки

 

НАША ЦЕЛЬ: представив себя художниками , работающим в техниках современного массового искусства, изобразить портрет незнакомого нам человека

( повара, автолюбителя-водителя, дворника) и в той же технике изобразить портрет знакомого нам человека ( портрет мамы или свой собственный портрет т.е. автопортрет).

 

 

ПРОЕКТ «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Участники ученики 10 ого класса

 

Предисловие: изучая в 9-ом классе мировую художественную культуру, мы пришли к выводу, что искусство может влиять на людей. Более того, имея воздействие на культуру страны, можно добиться определенных изменений в народе этой страны. При помощи культуры можно воспитывать. Изменять людей и даже управлять ими.

Человек с детства окружен объектами культуры: это телевизор, книжки, сказки, его семья, детский сад и школа, театр и кинематограф, интернет, радио и реклама, СМИ и многое другое. Безусловно все это влияет на воспитание и на развитие человека, на формирование его целей, вкуса. Взглядов на жизнь и на себя самого. Люди очень зависимы от пространства, в котором они живут.

 

Мы изучили, как обстояли дела с культурным вопросом в первобытном мире, в древнем Египте и в Древней Греции, в Германии 1930-ых годах, в России в 1940-1950-ых и в России в современном мире в  начале 21ого века. Мы пришли к выводу, что зная о большом влиянии культуры на формирование человеческой личности, во все времена  лидеры и вожди общества старались использовать культуру в своих целях и взять под контроль литературу, театр и кинематограф, живопись и музыку. Таким образом они воспитывали «нужных» и «правильных» людей.

Безусловно человек очень зависит от того, что его окружает.

 

ЧТО МЫ ИССЛЕДУЕМ?

Влияние художественной культуры на человека. Влияние культуры на поведение человека, на формирование его взглядов на окружающий мир и на его цели в  жизни.

 

НАША ЦЕЛЬ: Создать небольшое литературное произведение, написанное доступным языком для детей.  Познакомить детей (учеников начальной школы) с примерами влияния культуры на человека.

 

НАША ЗАДАЧА: Провести эксперимент -  исследование в разных классах начальной школы с 1ого по 4ый и  выяснить, подвержены ли  дети влиянию культуры, которая их окружает ( в данном случае живопись и рисунки).

Узнать, зависит ли это влияние (если оно есть) от возраста ребенка, поэтому эксперимент проводится в разных классах с 1ого по 4ый.

 

НАША ГИПОТЕЗА:

Мы предполагаем, что объекты культуры ( в данном случае художественные произведения) влияют на настроения и на восприятие жизни взрослых людей, но не детей. Мы предполагаем, что какие бы негативные эмоции не несли произведении искусства окружающие детей, дети всё равно остаются добрыми, радостными и любящими свою семью. Одним словом, мы предполагаем, что навязанными объектами культуры , настроения и внутренний мир ребенка не изменить и не сломать.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ:

Класс, где дети проводят основную часть времени.

 

НАШИ ДЕЙСТВИЯ:

  1. Познакомиться с детьми. Провести урок рисования на свободную тему. Подписать рисунки, дополнить их своими пометками и комментариями. Собрать работы.
  2. Повесить в классе репродукции картин, оставив детей без комментариев.

 

  1. На переменах в течении трех- четырех дней заходить в класс и вести дневник наблюдений.

 

  1. Провести урок рисования на свободную тему. Подписать рисунки, дополнить их своими пометками и комментариями. Собрать работы.

 

  1.  Сравнить рисунки, которые дети нарисовали в начале эксперимента и  после того, как несколько дней их окружали репродукции картин. Подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.

 

 

 

О результатах проектов читайте чуть позже. 

Сделать бесплатный сайт с uCoz